Моя школа



 Из воспоминаний 

Тутукова Сергея Степановича
Я пошел в школу в 1955 году, тогда она была еще семилетка и располагалась в бывшем здании казачьей станицы. Сейчас она именуется у травниковцев старой школой.
Первой учительницей была Новоселова Евдокия Дмитриевна и учила она нас все 4 года начальной школы.
Помню, как принимали нас в пионеры почему-то на опушке леса недалеко от дороги на Камбулат. Погода стояла солнечная, тихая. Настроение у всех было приподнято-торжественное. Были и горн, и барабан, и, конечно, знамя. На следующий день в школе учительница сказала: какие вы все красивые! Мы были горды собой! Как же - на каждом алел красный галстук! Сначала они были сатиновые и все время скручивались в трубочку, поэтому часто приходилось гладить и частенько мы прожигали их горячими утюгами, они ведь были не такие, как сейчас, а чугунными и нагревались на горячей плите русской печи. Это была такая трагедия! Потом появились шелковые, такие красивые!
Мне было легче учиться в школе, потому что я начал читать очень рано, в 5 лет был записан в библиотеку. Поначалу библиотекарь проверял меня, читаю - ли я книги, или просто смотрю картинки. В основном, это были книги писателя Носова и назывались почему-то «Мои первые книги». Я все не мог понять, почему они так подписывались: то-ли потому, что он их первыми написал, то-ли они для меня были первыми.
Помню, как я ходил в школу еще не записанным в нее в силу моего малого возраста. Просто мне так хотелось в школу! И вот я, как Филиппок, даже был на уроках! Две мои старшие сестры учились в ней, а мой папа, Тутуков Степан Тимофеевич работал учителем математики и биологии. В доме всегда были ученики после уроков, так что я помнил всех успевающих и не очень учеников нашей школы.
И вот настал момент прощаться с моей первой учительницей Евдокией Дмитриевной…Моя мама, Мария Александровна, сказала мне, чтобы я поблагодарил свою учительницу за все, что она научила меня. Я так и сделал, сказал ей большое спасибо, что она меня научила писать, считать и так далее. Она была тронута, а я убежал, застеснялся…
Директором школы был Михайлов Иван Николаевич, но по окончании четырех классов директором была Казанцева Екатерина Иосифовна, женщина строгая, но справедливая.
В 5 классе к нам пришли новые учителя, это было необычно и страшновато, ведь мы  сроднились со своей первой учительницей, нашей доброй и мудрой Евдокией Дмитриевной…
Особенно помню учительницу Русского языка и литературы Бушукину  Антониду Герасимовну (Голубятникову) и учительницу математики Добрынину Лидию Александровну. С мужем Лидии Александровны Николаем я частенько играл в шахматы, жили они в двухэтажном доме недалеко от нас. В этом же доме жила Лилия Ивановна Степанова, учительница биологии.
Был еще учитель по трудовому обучению Михнёв Виктор Иванович, он научил держать в руках паяльник ,рубанок, ножовку. Вообще наша школа многое дала нам для жизни, начиная от простого умения считать и писать, до уважения старших и любви в Родине. Еще и самодеятельностью занимались серьезно, играли пьесы, спектакли. Помню, играли Гоголя Н.В. про кузнеца Вакулу, черевички…
Еще у нас была учительница Александра Ивановна Панфёрова (Софьяник). Сколько поколений она выучила! Её все знают, но начинала она с нашего поколения выпускницей пед.института. Она была строгой и требовательной учительницей, за что я ей безмерно благодарен.Она вела черчение и физику.
Как я уже говорил, в нашей школе было интересно учиться. Помимо всевозможных школьных мероприятий, мне врезался в память какой-то вечер, на котором наша директор Екатерина Иосифовна Казанцева учила меня танцевать под аккомпанемент нашего бессменного учителя музыки Морозова Александра Павловича.
Где-то в начале шестидесятых годов наша семилетняя школа стала восьмилетней. И вот настало время прощания со школой. Помню, как всем классом мы всю ночь гуляли по Травникам, рассвет встречали на пруду. И говорили, говорили, говорили…  Было и весело, и немного грустно.
Потом я продолжил учебу в Челябинске, в Уфе, но никогда не забывал свою школу и, конечно, своих первых учителей, многих из которых уже нет в этой жизни, но не ушедших из нашей памяти…
Вообще в нашей школе было интересно. Помимо школьной программы, мы узнавали многое о жизни, в школе мы узнали о Молодой гвардии Краснодона, о Зое Космодемьянской и Александре Матросове, о школьниках-героях Вале Котике и Володе Дубинине. Да разве всех перечислишь?!
К нам в школу приходили и приезжали участники войны, рассказывали о ней. Приезжал Девятьяров, он из немецкого плена улетел на немецком же самолете. В зале была тишина…
И в самой школе у нас были учителя-фронтовики, Чуйкин Николай Семенович, учитель географии, завуч, Шовкун Яков Иванович, учитель математики.
Я учился неплохо, но почему-то много вертелся и любил подсказывать. В стен.газете про меня даже писали стихи:
Звеньевой наш Тутуков ,
на уроках вот каков-
Он вертИтся, как юла,
звеньевая голова.
Не помню, обижался ли я, но запомнил их на всю жизнь.



Комментариев нет:

Отправить комментарий