Софьяник Александра Ивановна




Отличник народного просвещения

О себе: родилась в деревне Большаково,  Чебаркульского района,  20 сентября 1939 года. В июле 1941 года отец ушел на фронт, а после его возвращения - осенью 1945 года, весной 1946, мы переехали сначала в Камбулат, а в 1949 году в с. Травники, где и проживаю сейчас.
Уезжала из Травников только дважды: учиться в Верхнеуральской торгово-кооперативной школе (колледж) в 1959-1960 г., а позже, в 1961 – 1968 г. для учебы в Челябинском пединституте и работы в Есаульской средней школе.
В школе любила литературу и математику, особенно геометрию, но стать учителем  желания не было, хотя у меня было много хороших учителей, а сама я все время объясняла кому-либо математику. Желание стать учителем у меня возникло позже. Почему учителем физики? Я со школы знала, хоть и любила литературу, что я  - не гуманитарий, а технарь. Я уже в то время умела водить мотоцикл и получила права на вождение (хотя в то время у меня не было мотоцикла), даже велосипед у меня был не мой, а брата.
 В Травники мы (я и мой муж, Софьяник Анатолий Дмитриевич, учитель физкультуры)  приехали сразу же, как узнали, что школа в Травниках,  которую мы когда-то в 50-е годы заканчивали, будет средней. Я пришла работать, когда еще пола в кабинете не было. Тут произошел один интересный случай, о котором я потом часто рассказывала ученикам, когда они изучали раздел «Электричество». Я обратила внимание, что электрическая подводка есть не ко всем 20-ти столам, а только к 19. Естественно, я начала  выяснять почему нет подводки ко 2-му столу 1-го ряда. Электрик принес мне схему и показал, что на месте этого стола не поставлены две точки, что обозначают вывод. Так стол и остался обесточенным. Вот что значат две точки в схеме.
 Как прошли 43 года моей работы в нашей школе описывать долго, а пролетели они так быстро…  Как учитель физики, я выпустила 23 выпуска и 24-й учила только с7-го по 9-й классы, выпустить их не удалось, ну и еще некоторых учила не полностью, а год-два. Как классный руководитель, выпустила 5 выпусков: 1971 год (была кл . рук. 8-10 классов), так же три года вела 1977 год, выпуск 1982 года был моим 5 лет ( с 6-го по 10 классы), а выпуски 1989 и 1996 г. я вела по 7лет (от начальной школы до выпуска, что называется «из первых рук»).  О выпусках читать в разделе «Выпускники школы».
 Больше всего мне нравилось общение с детьми, изучать и узнавать их, ведь они всегда такие  разные.
На уроках старалась заинтриговать вопросом, затем вместе найти  ответ или удивить каким-либо опытом. Демонстрации опытов я уделяла всегда большое внимание. Случались минуты общения и не только о физике, а о жизни на примере великих физиков, иногда дело доходило и до стихов. Общение с детьми доставляло мне всегда огромное удовольствие, которое компенсировало труд подготовки к урокам, проверки работ, зачеты, которые я часто устраивала после уроков для нерадивых учеников, чтобы «вытащить» их на тройку.  Много внимания   уделяла работе с классом, как кл. руководитель, и эта работа мне тоже очень нравилась (кл.часы, праздники, откровенные  разговоры ) и особенно летние походы по родному краю.
  Закончила работу учителем высшей категории.
 Награды:
   -грамоты разного уровня:   районного отдела образования, областного отдела образования, министерства  просвещения РСФСР
  - значок «Отличник народного просвещения»
  -медаль  «Ветеран труда».





От студентов - выпускников часто слышала, как они, рассказывая о своей учебе в институте, говорили о каком-нибудь преподавателе: «Он у нас такой строгий, дотошный…ну, как Вы, нам не привыкать». Или хвастались: «А я с Вашей-то тройкой в колледже на 4 учусь».   
 Есть учителя из моих выпускников.

Из выпускниц нашей школы факультет  физики закончила педагогический институт Ветчинникова М. М. , но затем она закончила еще один факультет и стала психологом.
Работает учителем физкультуры в Кундравинской СОШ Колокольцева Зоя Васильевна (выпуск 1977 года), учителем истории в Травниковской СОШ Орлова Галина Владимировна (выпуск 1989 года).  
Еще от первой своей учительницы (ей была Курова Анна Павловна) я запомнила, что надо быть строгой, требовательной, но справедливой, какой была она. Я усвоила у Макаренко: «Требуя, уважай!». Этому и следовала я в своей работе. 
Я знакомила ребят, во внеклассной работе с произведением Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц» и всегда следовала принципу: «Ты в ответе за тех, кого приручил».
А по жизни мои принципы можно выразить стихом  Л.Татьяничевой:
Я на земле живу, а не гощу,
Мне в этой жизни дело до всего.
Не потому ль я до сих пор ищу
И нахожу учиться у кого.
С 2004 года председатель Совета Ветеранов Травниковского сельского поселения.
На митинге 9 мая. Софьяник А.И. нижний ряд, справа.


                                                        Статья написана Софьяник А. И.

Комментариев нет:

Отправить комментарий