Незабытая старина

Когда-то давно это было большое казачье село. Основано оно было в 1768 году. Конечно, эта дата условная. Обычно дату основания сел, деревень и т.д. считают по первому документальному упоминанию. Ну, а по факту, поселки возникали из чьих-то заимок. Вот так и казак Даниил Травников, где-то в средине века, с женой Гликерией и приемным сыном Иваном основали заимку на берегу реки Коелги. Поговаривали, что он занимался сбором целебных трав, которые во множестве росли по берегам реки. Вначале семья проживала там непостоянно. Жили они, скорее всего в Чебаркульской крепости, но постепенно заимка стала превращаться в поселение. Расположено оно было более чем удачно. С одной стороны шла старая дорога из Чеберкульской крепости в Еткульскую, а позже близ поселения проложили Уфимский тракт.
Побывавшая тут в 1771 году экспедиция Петра Симона Палласа, отмечала, насколько богат животный и растительный мир в лесах, окружавших поселение. Ведь Травниковский бор - это остаток леса ещё ледникового периода. Особый колорит лесу придают выходы гранита на поверхность. Вот фото, сделаны они, правда, около Варламово, но т.к. эти поселки находятся не далеко друг от друга. Так что в Травниковском бору, наверняка такие же гранитные выходы.
Расположенные на перекрестке дорог, Травники не могли остаться в стороне от тех исторических событий, которые сотрясали Урал. Так тут прошлась и крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И, несмотря на то, что около Травников сражались не основные силы противников, столкновение было кровопролитным.
Село Травники - казачье село. Оно входило в состав Оренбургского казачьего войска. Казаки славились трудолюбием и гостеприимством, хозяйственностью.
В 1857 году в поселении была воздвигнута церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь располагалась в центре села. Сейчас её нет, но на том же месте стоит Поклонный крест.
А в 1886 году станичное управление было перенесено в Травники, а Чебаркуль стал селом Травниковской станицы. Сохранилось в селе здание казачьей управы.
Казаки жили зажиточно. Когда в 1868 году вышел закон, позволявший всем селится на казачьих землях, сюда хлынули переселенцы из центральных и украинских земель. И они, надо сказать, были немало удивлены зажиточностью местных жителей. В те времена почти каждая казачья семья владела 25-30 десятинами земли. « С верой в душе и с шашкой в руке»- таков девиз казаков. В казачьих семьях мальчиков с детства готовили к военной службе, службе Отечеству, и поэтому на русско-японскую войну из села ушло 186 казаков. Был сформирован 11-й Оренбургский казачий полк, который воевал в Манчжурии. В 1910 году на пожертвование селян был воздвигнут памятник, на всех 4-х сторонах которого были высечены все 186 имен казаков, участников войны. А наверху стоит маленькая фигурка Георгия Победоносца. Памятник может показаться очень скромным, но его уникальность состоит в том, что он единственный (за всю Россию не скажу), а на Урале - это точно.
Не обошла стороной Травники и золотая лихорадка. Были официальные прииски, такие как Ходниевский или Екатеринбургский, но были и «черные» старатели, и истории с ними связанные, были не менее захватывающие, чем в романах Джека Лондона. Для разбойников, грабивших «золотые» обозы, Травниковский бор был надежным укрытием.

В Травниках сохранились некоторые купеческие дома, один из них дом купца Вампилова. Купец Вампилов занимался маслоделием. А знаете, какое знатное масло делали на Урале до революции? Оно было знаменито далеко за пределами России. В Лондоне, в Париже наше уральское масло ели во дворцах и усадьбах местных аристократов. Не зря Столыпин сказал «… сибирское масло золота дает вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность». И пусть Вас не смущает слово «сибирская». До революции все, что находилось за Уральскими горами, называли Сибирью. Маслоделие в России стало развиваться после отмены крепостного права в Вологодской губернии. Но Челябинский уезд довольно быстро подхватил этот бизнес. Особенно быстрое развитие он получил после постройки Транс-Сибирской магистрали.
Создавались артели, частники им сдавали свое масло, а уже артели сдавали его заграничным представительствам, которые находились в Челябинске. Думаю, что без накрутки цены тут не обходилось. Челябинское масло по объемам вышло на первое место в Уральском регионе, а по России на второе. За границу поставлялось 10 сортов масла: сливочно-столовое, чухонское сметанное, русское топленое, парижское с ореховым ароматом и т.д. Но во время Первой Мировой войны сбыт масла прекратился. В 1918 году сделали попытку возродить отрасль. Но гражданская война окончательно похоронила эти начинания.
Гражданская война перевернула жизнь Травников на 360 градусов. В начале революционных событий особой вражды между казаками и вновь образовавшимися ревкомами не было. Возвратившиеся с фронтов казаки не хотели больше воевать, а декреты о мире и земле отвечали всем их чаяньям. От войны устали, а насчет земли- им даже в голову не приходило, что её могут отобрать и поделить. Казаки были уверены, что живут на исконно казачьих землях (так оно и было), где жили их отцы и деды. Но когда в 1918 году Яков Свердлов издает декрет «О раскулачивании», все изменилось. Из столицы указали, а уж на месте постарались и даже с избытком. Основная масса казаков была возмущена действиями новой власти. А тут как раз мятеж белочехов в Челябинске. И это стало сигналом для начала антисоветских выступлений в станицах. Все травниковцы ушли к атаману Дутову, сформировался целый дивизион.
Линия обороны проходила: Кундравы-Еланчик-Еловое-Кисегач-Миассово-Аргази. Красные шли через Кундравы и В.Караси. Бои были ожесточенными, но сопротивление было сломлено. Казачья верхушка вместе с атаманом Дутовым ушла в Китай, а казаки опять потянулись по домам. Им хотелось мира, им хотелось пахать землю, вновь обрести достаток, прочное хозяйство. Но не тут то было, новая власть стала жестоко расправляться с казаками. Само понятие «казак» изгонялось из лексикона. Им запретили носить форму, знаки отличия и ордена. Начался террор против зажиточных казаков, их истребили поголовно, расстреливали всех, кто принимал участие в боях с красными. Таким образом, в Травниках коренных казачьих семей практически не осталось. А в 1929 году разрушили последнюю радость сельчан- церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 
Вначале в селе была образована коммуна, после её распада колхоз «Свободный земледелец», который вскоре стал колхозом им.Чапаева. В 1960 году образовался Чебаркульский совхоз, в настоящее время СПК «Чебаркуль». Жизнь в деревне Травники продолжается, жители стараются восстановить память о прошлом своей деревни. Организован музей «Казачья изба», где восстановлен быт казаков, проживающих когда-то в большом селе Травники. Так что, наверное, не совсем правы те, кто говорят, что память о прошлом «вытравлена», многое забыто, разрушено - это правда. Но память все-таки жива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий